Букварь Renga / Начало работы над проектом

 

  • Стартовая страница

    Стартовая страница открывается при запуске программы Renga и позволяет:


    1 – создать новый проект;
    2 – открыть проект для чтения и редактирования в формате RNP (созданный в Renga) или IFC (международного обменного формата данных с открытой спецификацией, поддерживается для импорта как версия формата 4, так и 2х3 – в режиме совместимости с IFC 4), открыть шаблон проекта в формате RNT (подробнее см. раздел 9.2 «Шаблоны проектов»);
    3 – открыть проект, с которым велась работа ранее (при условии, что файл проекта не был переименован, удален или перемещен);
    4 – узнать версию программы, а также посмотреть информацию о правообладателе и сроке действия лицензии;
    5 – активировать лицензионный файл;
    6 – открыть справку;
    7 – произвести настройки интерфейса, навигации, активации расширений (см. раздел "Установка программы, обновлений и расширений Renga, активация лицензионного файла"), совместной работы и экспорта модели в формат IFC 4.


    Настройки программы

    Возможность настроить программу существует как до начала работы над проектом, так и в процессе – но в большинстве случаев потребует перезапуска Renga.

    Общие настройки позволяют применить один из двух доступных языков интерфейса, поменять масштаб (панелей, иконок команд и размера текста интерфейса). Настроить шрифт, применяемый по умолчанию[1].



    [1] Один из примеров, где используется шрифт по умолчанию: при дальнейшем нанесении размеров в модели или на чертеже, если будет выбран стиль текста «По умолчанию», то для него будут применены именно эти настройки. Рекомендуется использовать распространенные системные шрифты и осуществлять передачу используемых шрифтов вместе с проектом.

     

    Режимы графики позволяют настроить качество отображения трехмерной модели и формат отображения видов на чертежах (в растровом или веторном формате).

    Параметр интерфейса пользователя "Отображать команду "Виртуальная реальность" позволяет отобразить кнопку "Виртуальная реальность" в левом нижнем углу приложения. Активация данной кнопки инициирует подключение к гарнитуре Oculus Rift для просмотра модели в режиме виртуальной реальности.

    Параметр «Отображать эскизы вместо значков» позволяет отключить отображение эскизов текущего состояния чертежей, уровней, сборок, разрезов и фасадов на вкладке Обозреватель проекта. Если работа ведется на маломощном компьютере или ноутбуке1, то рекомендуется в обозревателе проекта отображать значки, а не эскизы и также отключить функции показа теней и освещенности модели; включить функцию «Отображать виды в растровом формате» (тогда прорисовка чертежа при его открытии будет занимать значительно меньше времени).

    Настроив навигацию, можно отобразить центр вращения. Применить один из режимов навигации: при управлении объектом рекомендуется проектировать; в режиме «управление камерой» – проводить визуальную проверку на коллизии в модели разных проектных разделов, а также показ модели с обходом внутри здания и облетом вокруг здания.
     

    Настройки совместной работы рассматриваются в разделе "Совместная работа над проектом" и их рекомендуется доверить техническому специалисту организации.
     
     

    В отдельном подразделе "Настройки экспорта в международный обменный формат IFC" рассматриваются настройки экспорта в международный обменный формат данных IFC версии 4.


     
    При этом, на каждом предприятии рекомендуется эти настройки регламентировать (см. подраздел "Требования и рекомендации для организации процесса проектирования по технологии информационного моделирования"), исходя из конкретного состава программных средств (пример приведен в разделе "BIM-инструменты") для реализации проектирования по технологии информационного моделирования и доверить ТИМ-специалисту[3] предприятия.



    [3] См. профессиональный стандарт специалиста по информационному моделированию в строительстве: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202101190012?index=1&rangeSize=1

     
     

    Примеры проектов

    В папке установки программы в подпапке «Samples» содержатся примеры информационных моделей и документации. По умолчанию путь: C:\Program Files\Renga\Samples.



    •    Проекты «Building» и «House» содержат только архитектурные решения.
    •    Проекты «Structure» и «Cottage» будут интересны для ознакомления конструкторам, проектирующим железобетонные конструкции; тех, кто проектирует металлоконструкции, заинтересует модель «Workshop».
    •    В остальных проектах созданы инженерные сети жизнеобеспечения: в «Convenience Store» показан пример вентиляционных систем и системы пожарного извещения; в «Penthouse» - систем водоснабжения, водоотведения и водяного отопления; в модели «Maisonette» - систем водоснабжения, водоотведения, водяного отопления и электроосвещения.

    ✎Примените необходимые настройки. С помощью команды «Открыть…» откройте один из существующих проектов «Penthouse.rnp». Рассмотрите материал подраздела "Цифровая информационная модель и состав проекта *.RNP" на примере данного проекта. Открывайте и осваивайте возможности Renga, приведенные в других разделах данного документа, на тех примерах проектов, которые фигурируют по тексту.

     





  • Состав проекта *.RNP

    Создаваемый в Renga проект[1] содержит:



    [1] Файл проекта, сохраняемый в нативном формате программы под расширением *.RNP или в качестве шаблона проекта с расширением *.RNT.

    1    – цифровую информационную модель здания или сооружения и его внутренних инженерных систем (вкладка «3D Вид»),
    2    – все созданные стили и свойства (меню «Управление стилями» на основной панели),
    3    – сформированные по данным модели спецификации, заполненные пользователем таблицы, получаемые на основе модели виды – уровни, разрезы, фасады – и чертежи (компоненты одноименных групп вкладки «Обозреватель проекта»).

    В обозревателе проекта также находятся группы инженерных систем, в которых содержатся логические схемы связей соответствующих систем жизнеобеспечения здания или сооружения, реализованных в модели; сборки, которые могут быть использованы в качестве составных элементов модели.

     

    Цифровая информационная модель здания или сооружения

    Цифровая информационная модель (ЦИМ) здания или сооружения формируется из элементов, каждый из которых представляет собой в общем случае параметрический трехмерный объект предметной области[2] и включает в себя геометрическое и информационное представления (т.е. геометрические и атрибутивные данные), необходимые для проектирования, стоимостной оценки, экспертизы, строительства, эксплуатации здания или сооружения и т.д. Подробнее понятия элемента ЦИМ, атрибутивных и геометрических данных см. раздел 3 СП 333.1325800.2020[3].

     


    [2] Объект также может быть непараметрическим (без возможности изменения его параметров) или частично параметрическим, например, при загрузке в модель сторонней модели конструкции или оборудования твердотельной или триангуляционной геометрии; представлять собой только часть объекта предметной области и т.д.



    [3] Полное наименование свода правил: СП 333.1325800.2020 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла». Полный текст ссылки на документ: https://docs.cntd.ru/document/573514520, в формате pdf: https://notim.ru/14.pdf/


     
    Информационное представление каждого элемента ЦИМ делится в Renga на три категории:


    1    – параметры (являются неотъемлемой частью объектов и стилей, их значения задаются пользователем для определения в основном геометрического представления объекта),

    2    – расчетные характеристики (рассчитываются программой автоматически, исходя из заданных пользователем параметров),

    3    – свойства (атрибуты, набор которых может быть создан (удален) и определен пользователем для каждого типа объекта или стиля; для определения значений свойств могут быть использованы ссылки на атрибуты других типов объектов или стилей, а также заданы вычисляемые или составные выражения).
    Штатно весь набор атрибутов виден при формировании спецификации.

    Все атрибуты, которыми обладает объект, можно увидеть также в расширении «Обозреватель модели» (его установку см. подраздел "Установка программы, обновлений и расширений Renga, активация лицензионного файла").
     



    Информационное представление компонентов проекта (чертежей, спецификаций и т.д.) также может включать в себя наборы определенных параметров, расчетных характеристик и свойств (варьируются в зависимости от типа компонента проекта).


    Информация о проекте

    Отдельно стоит выделить информацию о проекте в целом – параметры и свойства, задаваемые в качестве информации о проекте, участке и здании, которые являются «глобальными» для проекта и наследуются компонентами проекта.
     

    Рекомендуется заполнять эти данные в начале работы над проектом ответственному специалисту, к примеру главному инженеру проекта или архитектору (подробнее рекомендации по работе с информацией о проекте см. п. "Рекомендации при начале работы над собственным проектом").



  • Понятие стиля в программе

    Стиль в Renga представляет собой определенный набор параметров и свойств, который зависит от предназначения стиля и может быть применен к одному или нескольким типам объектов различной конфигурации. Стандартные формы и категории позволяют на своей основе настроить стиль объекта предметной области[1].



    [1] Развитие программы предполагает со временем применение собственных скриптов (на языке LUA) для создания новых пользовательских категорий с определением в скрипте того набора параметров, значения которым сможет задавать пользователь внутри стиля при работе в программе.

     

    При изменении параметров и свойств стиля все объекты в модели или виды/обозначения/легенды на чертежах, для которых определен данный стиль, приобретут измененные параметры и свойства.


     
    Стиль Renga гибко параметрически настраивается; применяется для создания множества вариантов уникальных объектов модели; возможно продублировать и создать на его основе новый стиль; можно скопировать вместе с объектом и применить в другом проекте.

    Все стили проекта сгруппированы в меню основной панели «Управление стилями».


     
    Взаимосвязь стилей
    Некоторые стили формируются на основе других стилей:


     
    1 – Стили материалов применяются при настройке многих стилей (окна, двери, элемента, арматурных изделий, различного оборудования инженерных систем, труб и воздуховодов, деталей и аксессуаров трубопроводных и воздуховодных систем; изделий, приборов и щитов электрических систем), в том числе стиль многослойного материала формируется из одного или нескольких стилей материалов.

    2 – Стиль колонны, балки или пластины может быть сформирован на основе стандартной формы профиля или основан на стиле параметрического сечения, созданном в редакторе "Профили".

    3 – При создании стиля арматурного изделия происходит выбор ранее созданного стиля класса арматуры.

    4 – При настройке стиля армирования применяются стили арматурных изделий.

    5 и 6 – В процессе автоматической трассировки трубопроводных или воздуховодных систем с учетом преднастроенных параметров происходит подбор труб или воздуховодов и деталей из соответствующих списков стилей.

    7 и 8 – Для формирования стиля электрической линии указывается стиль проводника, а в параметрах электрических систем выбирается применяемый стиль электрической линии.

    9 – Стиль материала включает и возможность настройки его штриховки.

     

    Рекомендации по хранению и применению стилей

    Рекомендуется в каждом проекте применять только те стили, которые необходимы при проектировании именно данного объекта.

    Хранение полной номенклатуры объектов с примененными к ним стилями (например, всех вариантов строительных систем от производителя или всех типоразмеров конструкций по серии) рекомендуется осуществлять в виде отдельных каталогов (подробнее см. "Каталоги объектов и повторное применение проектных решений") в среде общих данных или базе данных предприятия.

    При необходимости постоянного использования определенных наборов стилей при создании новых проектов, существует возможность сохранения и ситуативного применения шаблонов проектов (подробнее см. подраздел "Шаблоны проектов"). При возникновении необходимости разработать новые стили в созданном по шаблону предприятия и находящемся в разработке проекте, ТИМ-специалист , подключенный к проекту в совместной работе (см. подраздел 6.2), создает необходимые стили, выполняя синхронизацию проекта - отправляет изменения на сервер Renga, и, после синхронизации с сервером, проектировщику становятся доступными для применения в текущем проекте нужные стили для дальнейшего осуществления проектирования.

    Помимо создания уникального набора стилей для каждого нового проекта или работы с проектом по шаблону, в котором заранее преднастроены наборы стилей для применения, существует возможность загрузить стиль вместе с объектом из одного проекта для применения в другом проекте. При необходимости использования стиля, который был применен в ранее созданном проекте, достаточно скопировать объект, для которого назначен этот стиль и стиль встроится в проект вместе со вставленным объектом. При удалении этого экземпляра объекта, стиль останется доступным для использования в проекте и назначения вновь создаваемым или существующим объектам.




  • Основные методы работы с трехмерным представлением ЦИМ

    ✎Для ознакомления с основными правилами работы с моделью инструментами Renga откройте пример проекта «Building» (путь см. п."Примеры проектов").


     
    Трехмерное представление цифровой информационной модели здания или сооружения в Renga представлено во вкладке «3D Вид». Это основная сцена создания, редактирования цифровой информационной модели и насыщения её информацией. При закрытии данной вкладки – закроется весь проект.

    В программе предусмотрено 2 режима навигации по трехмерной модели.

    При активации режима «Управление объектом», навигация в модели осуществляется следующим образом:

    •    Приближение и отдаление – с помощью колесика мыши, 2-ой способ – с помощью стрелок вниз и вверх или клавиш S и W. При этом стоит отметить, что: в случае, если указатель мыши находится в пустом пространстве – приближение и отдаление будет происходить медленно; в случае же, если указатель мыши наведен на объект или обозначение, например – уровня, скорость приближения или отдаления будет достаточно быстрой для приближения или отдаления именно данного объекта или обозначения.
    •    Вращение модели производится движением мыши с зажатой правой кнопкой.
    •    Перемещение - движением мыши с зажатым колесиком. А также можно воспользоваться стрелками вправо-влево или клавишами D и A на клавиатуре.
    •    Двойной щелчок по колесику мыши вписывает модель в окно 3D Вида.

    Переключение между режимами навигации осуществляется в окне «Настройки» (см. п. "Настройки программы"). Основное отличие приемов работы в режиме навигации «Управление камерой» состоит в том, что для приближения или отдаления камеры используется только клавиатура.

    Те же методы навигации применимы в пространстве чертежа, за исключением вращения – в связи с его двухмерностью.

    Поддерживается также навигация по модели с применением 3D-мыши.

    Как уже известно из п. 2.2.1 для того, чтобы увидеть все сборки, уровни, чертежи, спецификации в проекте и так далее, нужно открыть вкладку «Обозреватель проекта»[1].



    [1] Название каждого инструмента или команды в программе Renga выводится в виде всплывающей подсказки при секундной задержке на соответствующей иконке.


     
    Подробнее с командами работы с группами и компонентами обозревателя проекта можно ознакомиться в разделе справки «Обозреватель проекта».


    Работа с компонентами каждой группы «Обозревателя проекта»: принципиальными схемами инженерных систем, сборками, спецификациями, чертежами и т.д., происходит в специализированном внутреннем редакторе, каждый из которых предоставляет для этого свой набор специальных инструментов и команд.


     
    При этом основная панель доступна в каждом редакторе и во вкладке «Обозреватель проекта». Подробнее о командах основной панели см. раздел справки «Команды основной панели».


    Активация основной панели и панели «Инструменты» или «Команды» в каждой вкладке осуществляется щелчком левой кнопки мыши в пространстве вкладки. После выбора определенного инструмента или команды отображается панель параметров, способов построения и другие панели, характерные для выбранного инструмента или команды.

    Другие команды и действия, которые можно произвести с каждым отдельным объектом или выбранным набором объектов, доступны из контекстного меню, вызываемого правой кнопкой мыши на одном из выбранных объектов.

    Любые объекты цифровой информационной модели располагаются на одном или нескольких (если речь об инженерной трассе) уровнях. Основное предназначение уровней – разбивка здания или сооружения по высотным отметкам или этажам (см. также требования экспертизы п. "Требования экспертизы" к уровням ЦИМ).

    При необходимости, на одной и той же высоте могут быть расположены несколько уровней. Например, при разбивке одного здания на несколько блоков.

    Уровень относится к «Обозначениям» в модели. Создается соответствующей командой «Уровень» с привязкой к любому существующему уровню (точный отступ можно ввести с клавиатуры). Если значение отступа задать нулевым, то новый уровень будет расположен на той же отметке с тем уровнем, к которому происходила привязка. Создание уровня подтверждается щелчком левой кнопки мыши.

    Уровень может быть перемещен за характерную точку левой кнопкой мыши; скопирован за характерную точку щелчком левой кнопки мыши с зажатой клавишей Ctrl. С помощью команды основной панели «Копировать» уровень можно скопировать как внутри одного проекта, так и в другой проект через буфер обмена.


    После вызова контекстного меню щелчком правой кнопки мыши по обозначению уровня, размещенного в модели, становятся доступны команды работы с уровнем.


    Уровень и, соответственно, все расположенные на нем объекты можно скрывать, показывать или изолировать от остальной модели. Эти команды влияют только на видимость выбранных уровней (или объектов) в трехмерном виде и нацелены на удобное взаимодействие с моделью.

    Для отображения всех объектов и обозначений, существующих в модели, предназначена команда «Показать все». Позиционирование модели в начальное положение со вмещением всех объектов в границы вида осуществляется двойным щелчком на колесике мыши. Эти же способы действуют при работе в редакторе любого компонента проекта – чертежа, принципиальной схемы инженерной системы, сборки и т.д.

    Для того чтобы начать размещать новые объекты на определенном уровне, необходимо разместить на нем рабочую плоскость. Сделать это можно соответствующей командой из контекстного меню или дважды щелкнув левой кнопкой мыши по обозначению уровня.

    Открыть уровень (его редактируемое двухмерное представление) возможно как через обозреватель проекта, так и соответствующей командой контекстного меню, вызванного для обозначения уровня в модели.

    Для того чтобы воспользоваться возможностью размещать открытые вкладки на одном экране (так называемой многооконностью или настройкой видовых экранов; многомониторность эта функция тоже поддерживает), необходимо зажатой левой кнопкой мыши перенести вкладку с уровнем (или любую другую открытую вкладку) в соответствующую ячейку креста позиционирования. При необходимости, соотношение вкладок регулируется, а также возможно разместить еще вкладки тем же методом.

    Основной процесс информационного моделирования рекомендуется производить в трехмерном пространстве для использования преимуществ проектирования по данной технологии в полной мере (в части наглядности принимаемых решений).

    Тем не менее, возможно создавать и редактировать модель и на двухмерном уровне. Изменение или перемещение объекта на плане уровня одновременно отобразится также и в модели.

    Параметрами уровня, с помощью которых настраивается видимость объектов и на плане уровня при работе с моделью, и в дальнейшем на виде данного уровня, применяемого для оформления планов на чертежах, являются:

    1 – «Смещение плоскости сечения» – этот параметр определяет верхнюю границу видимости, отсчитываемую от плоскости уровня, для которого задается этот параметр. Может иметь положительное или отрицательное значение.
    2 – «Уровень глубины видимости» – определяет нижнюю границу видимости объектов модели – нижний видимый уровень.
    3 – От уровня, заданного параметром «Уровень глубины видимости», может быть определена еще большая (при задании значения с минусом) или меньшая глубина (при задании значения с плюсом) параметром «Смещение плоскости глубины видимости».

     

    Инструменты создания и редактирования объектов модели

    ✎Для начала освоения инструментов создания модели откройте новый проект.

    При создании нового проекта во вкладке «3D Вид» отображается базовый уровень, высотная отметка по оси Z которого равна нулю относительно начала координат всей модели.

    Щелкнув правой кнопкой мыши в пространстве 3D Вида, возможно переключиться в один из двух двухмерных режимов измерения[1] (то есть в плоскости XOY) – полярный или прямоугольный, или в один из трехмерных режимов измерения[2] – кубический, цилиндрический или сферический.

    Для лучшего понимания работы каждого режима измерения, выберите инструмент «Линия модели» со способом построения «Дуга по трем точкам».

    В полярном режиме измерения (переключаться между режимами измерения можно перед началом и в процессе построения объекта), ориентируясь на подсказку  у курсора, разместите первую точку линии модели щелчком левой кнопки мыши.

    Размерные линии серого цвета и расположенные на них динамические поля ввода в каждом режиме измерения подсказывают от какой точки и что именно измеряется – угол поворота или расстояние. Поля ввода показывают значения этих расстояний или углов поворота и позволяют ввести их с клавиатуры. Переключение между полями ввода осуществляется с помощью клавиши Tab.

    Например, в полярном режиме измерения определяется расстояние между двумя точками линии и угол поворота в плоскости XOY, а в прямоугольном режиме измерения – отступы второй точки по осям Х и Y.



    [1]  Кубический — измеряются расстояния от заданной точки по осям X, Y и Z.

        Цилиндрический — измеряется расстояние от заданной точки на плоскости XOY, угол поворота относительно плоскости XOZ и расстояние от заданной точки по оси Z.

        Сферический — измеряется угол поворота относительно плоскости XOZ, угол поворота в вертикальной плоскости, расстояние от заданной точки.

     


    [2]  Полярный режим измерения — измеряется расстояние от заданной точки и угол поворота относительно оси X. Полярный способ измерения используется по умолчанию.

        Прямоугольный — измеряются расстояния от заданной точки по оси X и по оси Y.

     


    При введенном с клавиатуры значении, символ замочка у поля ввода закрывается и это значение фиксируется. Это значит, что из режима автоматического определения расстояний или углов в полях ввода по движению мыши, происходит переключение в «ручной» режим управления значением и изменить это значение можно строго с клавиатуры[3].



    [3] Вернуть автоматическое определение значений по движению мыши, оставаясь в режиме построения объекта, можно переключившись между способами построения.

     

    В трехмерных режимах измерения появляется третье, регулирующее положение, поле ввода угла или расстояния.

    Для выхода из режима создания объектов выбранным инструментом необходимо нажать клавишу Escape или переключиться на инструмент «Выбор объектов».

    Панель инструментов для создания трехмерной модели объединяет в себе инструменты, названные по типам объектов предметной области проектирования, и также инструменты обозначений и аннотирования. Если задержаться на пару секунд на иконке инструмента, то Renga подскажет его название.

    При выборе инструмента становится видимым и редактируемым присущий ему набор возможных способов построения, а также параметров, в виде отдельных панелей под панелью инструментов.
     
    Параметры будущего объекта либо вводятся с клавиатуры с подтверждением нажатием клавиши Enter, либо выбираются из выпадающего списка.

    Пока активен инструмент, возле курсора отображается так называемый фантом объекта, вид которого изменяется в соответствии с введенными или выбранными параметрами и определяет вид будущего объекта модели.

    Рабочая плоскость уровня поделена на квадраты по 100 мм, включенные в квадраты по 1000 мм. Привязка к данной сетке активируется при зажатой клавише Shift.

    На панели «Инструменты» выберите обозначение «Ось» и разместите первую ось на базовом уровне в модели.

    Скопируйте уровень, зажав клавишу Ctrl.

    Для того чтобы начать размещать новые объекты на определенном уровне, необходимо разместить на нем рабочую плоскость. Сделать это можно соответствующей командой из контекстного меню или дважды щелкнув левой кнопкой мыши по обозначению уровня.

    В процессе создания и редактирования положения объектов размеры рабочей плоскости могут быть автоматически увеличены. После удаления объектов может потребоваться сокращение рабочей плоскости до стандартных размеров или размеров, в которые вписаны все объекты модели. Для этого применяется сочетание клавиш Ctrl+R.

    Обратите внимание, что такие обозначения, как оси, разрезы и фасады, не принадлежат определенному уровню, а перемещаются вместе с рабочей плоскостью (в дальнейшем, при переносе на чертежи они не перекрываются объектами, как это и положено таким обозначениям).

    Выберите инструмент «Стена», способ построения «По подобию» и разместите стену по подобию существующей оси на базовом уровне щелчком левой кнопки мыши.


    Каждый объект модели имеет характерные точки – одну, как в случае с колонной, две и более для стен (в зависимости от способа построения), заданное пользователем количество характерных точек в случае с перекрытием, крышей, проемом – то есть с многоконтурными объектами (построение многоконтурного объекта подтверждается клавишей Enter; при построении проема для его создания необходимое условие: чтобы проем касался, пересекал или прорезал перекрытие или крышу).

    За характерные точки возможно отредактировать объект: например, колонну – переместить, для стены поменять длину, добиться нужного сопряжения стен.

    Возможность редактирования площадных (многоконтурных) объектов позволяет изменять уже созданные перекрытия, проемы, крыши, помещения, штриховки модели и профили путем добавления в контур новых вершин и удаления построенных, изменения типа сегмента с линии на дугу и обратно, и перемещения сегмента целиком. Для вызова меню доступных действий нужно задержать курсор на секунду на середине грани.

    Способы редактирования трасс инженерных систем с помощью работы с характерными точками рассмотрены в п. "Редактирование трассы и ее компонентов".

    В Renga существуют приоритеты подрезки и вырезания объема для разных типов объектов[4].



    [4] При пересечении объектов разных типов один объект вырезает объём из другого, образовывая подрезку, в соответствии со следующим приоритетом: Столбчатый фундамент (наибольший приоритет) -> Ленточный фундамент -> Крыша -> Колонна -> Балка -> Лестница / Пандус -> Перекрытие -> Стена (наименьший приоритет). Крыша, Лестница и Пандус не вырезают, а отсекают объём, который расположен выше них, от стоящих ниже по приоритету объектов. Одинаковые типы объектов могут накладываться друг на друга, т.е. пользователь может построить объект поверх другого объекта, если их типы совпадают.

    Они также зафиксированы в справке в разделе «Моделирование». Обращайтесь к этим знаниям и помните, что сборка не взаимодействует с другими типами объектов в модели. Так как сборка – это группа объектов (входящие в сборку объекты могут быть разнотипными), которые размещаются в общей модели как единый объект (см. п. "Сборки и вложенные сборки" и "Сборка").

    Попрактикуйтесь в создании разных типов объектов в модели, понаблюдайте, как ведут себя объекты относительно друг друга. Например, можно выявить одно из базовых правил подрезки для балок и ленточных фундаментов: первый построенный объект подрезает последующий при их пересечении.

    При построении объектов в модели подсвечиваются базовые линии, а также грани и ребра объектов, к которым можно привязаться.

    Кроме этих привязок можно активировать привязки отслеживания по направлениям осей X, Y, Z, или от определенных точек существующих объектов, если задержаться на одной или нескольких нужных точках на пару секунд[5].



    [5] Чтобы деактивировать привязку отслеживания в точке не прекращая построения, задержите на точке привязки указатель мыши (сиреневый цвет точки – привязка отслеживания активна, черный цвет - неактивна).

     

    Обо всех привязках читайте в разделе справки «Точное построение и привязки»  и раскрывайте все их преимущества и случаи применения на практике.

    При выборе любого объекта модели (или нескольких одновременно), возможно произвести его редактирование, изменив его параметры; совершить определенные действия одиночного копирования, создания нескольких копий объекта с заданным шагом по прямой, по окружности, или по эквидистанте, зеркального копирования . Также совершить действия изменения положения объекта: поворот и перемещение. Разрушить сборку. Подробно о работе каждой команды действий см. раздел справки «Действия».

    Также в программе предусмотрена возможность копирования и перемещения объектов с помощью горячих клавиш. При зажатой клавише Ctrl – можно скопировать объект. Отличие от копирования объекта с помощью одноименного действия состоит в том, что копирование происходит за характерную точку объекта (при копировании с помощью действия «Копировать» копирование может производится относительно любой точки в пространстве 3D Вида). При зажатой клавише Alt – можно переместить объект, также за его характерную точку (при перемещении с помощью действия «Переместить» перемещение может производиться относительно любой точки ЦИМ).

    Отменить или вернуть любое действие (в том числе и выполненное с объектом командой, выбранной на панели «Действия») возможно с помощью одноименных команд на основной панели. Стоит учесть при работе со стилями объекта, что назначение стиля целиком отменить можно, а изменения, внесенные внутри редактора стилей, не включаются в историю действий, к которой мы обращаемся с основной панели. У каждого редактора своя история действий: при работе с моделью, чертежом, спецификацией.

    Выбирать объекты можно щелчком левой кнопки мыши. Если при этом зажать клавишу Ctrl, то можно выбрать несколько указанных объектов.

    Множественный выбор также можно осуществлять с помощью рамки, зажав левую кнопку мыши. При движении мыши сверху-вниз и слева-направо будут выбраны видимые объекты, которые целиком попадают в рамку выбора. Под видимыми объектами понимаются те, что не перекрыты другими объектами модели. При движении мыши справа-налево и снизу-вверх будут выделены видимые объекты, которые хотя бы частично попали в рамку выбора.

    Если при этом зажать клавишу Shift, то будут выделены не только видимые объекты, но все объекты, что попали в рамку, в том числе те, что перекрыты другими объектами.


    Нажатие сочетания клавиш Ctrl+A выделит все объекты и уровни, существующие в модели.

    Отменить выбор объектов или уровней можно, указав необходимые объекты с зажатой клавишей Ctrl.

     

    Измерения во вкладке «3D Вид»

    ✎Откройте еще один пример проекта из папки «Samples» под названием «Cottage» (путь см. п. "Примеры проектов"). Во вкладке «3D Вид», помимо самой модели, созданы обозначения осей, разрезов, фасадов (каждый из них можно открыть во вкладке «Обозреватель проекта», см. подробнее п. "Оформление чертежей"), нанесены размеры.

    Размеры в модели могут быть созданы только в плоскости XOY и расположены на любой высоте.

    Для того чтобы в процессе проектирования измерить расстояние или угол в трехмерном пространстве, нужно воспользоваться инструментом «Линия модели» в подходящем случаю режиме измерения. Для этого не обязательно строить линию, достаточно активировать привязки отслеживания (дождаться смены цвета точки привязки с черного на сиреневый цвет).

    Помимо функции «линейки», линия модели помогает в дополнительных построениях при моделировании, к примеру – в качестве обозначения осевых линий.

    Визуальные стили модели

    При работе с моделью требуется ее различное отображение. Для этого существуют фиксированные визуальные стили. По умолчанию модель открывается в монохромном визуальном стиле. Такое отображение экспериментально подобрано с учетом требования минимального влияния на зрение проектировщика и для целостного восприятия проектных решений, отраженных в модели. В этом режиме только инженерные системы будут отображаться в соответствии с настроенными цветами для стилей систем, что также относится к информации, которая отражает инженерные решения проекта.

    Для того чтобы архитекторы могли настроить и оценить цветовые решения в модели, существует цветной визуальный стиль. По умолчанию каждый тип объекта отображается преднастроенным цветом, который может служить сигналом о том, что объекту не назначен материал.

    Если материалы назначены, то в цветном режиме визуального стиля отображены цвета, настроенные для материалов (в том числе используемых в составе многослойных материалов), которые назначены объектам модели.

    Для решения задач архитектора требуется показ штриховок поверхностей, которые также настраиваются для материалов (отображаются в монохромном и цветном визуальном стиле). Штриховки могут быть загружены пользователем в формате *.pat через меню «Управление стилями -> Оформление -> Штриховки».

    Если для материалов также назначены и текстуры (выбирайте бесшовные текстуры в форматах *.png, *.jpg или *.jpeg), то в текстурированном визуальном стиле они отобразятся в модели. Это позволит увидеть еще более реалистичное отображение объекта будущего строительства до передачи в специализированные программы рендеринга, при необходимости разместить в модели изображения.

    В визуальном стиле «Каркас» отображаются только ребра объектов.

    Каркасный визуальный стиль очень важен при работе с армированием конструкций, а также с инженерными сетями жизнеобеспечения в модели, в том числе прокладываемыми внутри конструкций (для работы с объектами ИОС внутри здания и для работы с трассами внутри трубопроводов, воздуховодов и т.д., ✎ можно убедиться в этом на примере проекта «Maisonette», путь см. п. "Примеры проектов").

    Любой визуальный стиль может быть применен целиком для модели – с основной панели; для выбранного уровня или нескольких уровней; а также для отдельного объекта или нескольких выбранных объектов – из контекстного меню.

    Для возврата подчинения визуального стиля объекта общей настройке визуального стиля модели, у объекта должен быть выбран визуальный стиль «По умолчанию» – из контекстного меню.


    Свойства объектов

    Помимо формирования геометрического представления модели, важным аспектом информационного моделирования является возможность наполнять модель и ее объекты необходимой пользователю уникальной информацией.

    Для того чтобы создать пользовательские свойства в проекте, выберите из меню «Управление стилями» редактор «Свойства объектов». В редакторе возможно назначить пользовательское свойство для объекта модели, его стиля, а также компонента проекта (чертежи, уровни, сборки, разрезы, фасады, спецификации, таблицы).

    Существует возможность задать выражение для определения значений свойства с использованием ссылок на другие атрибуты, составных выражений или формул (примеры выражений см. в разделе справки «Типы данных» , более подробные рекомендации при работе со свойствами см. п. "Свойства элементов модели и компонентов проекта").

    Заполнить созданное свойство[6], назначенное для типа объекта, можно выбрав один или несколько однотипных объектов в модели и открыв окно «Свойства» из контекстного меню одного из выбранных объектов.


    [6] Активация введения значения происходит двойным щелчком мыши. Если свойству задано выражение, то вычисление его значения происходит только в случае, если строка свойства не заполнена с клавиатуры.



    Задать значение свойству стиля можно в соответствующей вкладке редактора стилей. При этом самое важное, что нужно отметить о разнице между свойствами, задаваемыми для объектов, и свойствами, задаваемыми для стилей объектов это то – что при задании через стиль свойство будет присвоено всем объектам модели, к которым применен данный стиль.

    Задать значение свойству компонента проекта возможно из контекстного меню для компонента во вкладке «Обозреватель проекта» или внутри самого компонента (чертежа, стиля сборки, уровня и т.д., кроме категории инженерной системы).

     

    Управление видимостью объектов модели. Фильтры

    На любом этапе проектирования, координации, проверки и просмотра цифровой информационной модели применяются команды контекстного меню объектов для настройки отображения созданных объектов.

    •    «Скрыть», «Изолировать», которые влияют только на видимость выбранных объектов или обозначений в трехмерном виде и нацелены на удобное взаимодействие с моделью.

    •    «Выделить подобные на уровне», «Выделить подобные в проекте». Подобие объектов определяется набором параметров, которые должны иметь одинаковые значения. Марка не входит в этот набор.

    •    «Выделить с одинаковой маркой». Для выбора объектов с одинаковой маркой должны быть заданы значения соответствующему параметру каждого объекта, иначе будут выбраны все объекты в модели, которым значение марки не присвоено.

    Для того чтобы сформировать набор только тех объектов модели, которые соответствуют заданным пользователем критериям, предназначены фильтры. К примеру, в проекте «Maisonette» настроены фильтры выбора инженерных систем разных разделов.

    Применение фильтра доступно на любом этапе проектирования в Renga: моделирования, специфицирования, оформления чертежей. Команды работы с фильтрами в модели («Выделить», «Скрыть», «Изолировать») находятся в контекстном меню, которое активируется щелчком правой кнопкой мыши вне объектов. Фильтры применяются независимо друг от друга - то есть выбранное действие с набором объектов, отмеченных в фильтре, производится относительно всей модели, без учета примененных ранее фильтров. Для выбранных с помощью фильтра объектов возможно одновременное изменение общих параметров, назначение свойств и применение действий копирования, перемещения и так далее.

    Для добавления нового и редактирования существующих фильтров, требуется вызвать соответствующий редактор из меню «Управление стилями» на основной панели.

    Левая часть окна редактора содержит набор созданных фильтров и команды для работы с ними. Рекомендуется задавать такое имя фильтру, которое однозначно определяет объекты, выбранные по указанным в этом фильтре правилам. При выборе фильтра в правой части окна отображается набор групп правил, по которым формируется выбранный фильтр. Фильтр формируется из одной или нескольких групп правил, которые могут быть настроены для разных типов объектов. Каждая группа в свою очередь может состоять из одного или нескольких правил фильтрации, применимых только к одному типу объекта, выбранному при настройке первого правила. Правило фильтрации указывает тип объекта и определенное отношение, например - соответствия указанному значению, параметра, свойства или расчетной характеристики объекта. Выбор объекта произойдет с учетом всех правил в группе в совокупности.

     

    Сохранение проекта

    Для сохранения изменений в проекте предназначена команда «Сохранить проект» на основной панели.

    Сохранить весь проект возможно в формате *.RNP или в виде шаблона проекта в формате *.RNT. О том, как сохранить данные проекта в других форматах (IFC, CSV, трехмерные форматы) см. раздел "Передача проекта на экспертизу и заказчику".

    По умолчанию интервал автосохранения[7] проекта установлен длительностью 15 минут (900 000 миллисекунд). Для изменения интервала автосохранения возможно внести изменения в файл настроек «Settings.ini» на компьютере пользователя (в папке %LocalAppData%\Renga Software\Renga) в раздел «Project», строку «BackupIntervalMs».



    [7] При автоматическом сохранении происходит создание временной копии, из которой производится попытка автоматического восстановления проекта после сбоя системы при последующем запуске программы.

     

  • Создание проекта по шаблону

    Каждый новый проект  в программе Renga создается по шаблону (подробнее о шаблоне см. также подраздел "Шаблоны проектов").

    Шаблон, используемый программой по умолчанию (при создании проекта с помощью команды «Новый проект»), содержит примеры настроенных стилей, свойств, форм спецификаций и т.д.

    До начала работы над проектом (в особенности, совместной) рекомендуется создать собственный шаблон предприятия (впоследствии начать работу над проектом по индивидуальному шаблону можно с помощью команды «Открыть», указав формат открываемого файла *.RNT). Такой шаблон должен заранее учитывать особенности работы над проектом специалистами определенного профиля, накопленный опыт проектирования объектов, особенности организации процесса проектирования и выдачи проекта на предприятии (дополнительно см. положения раздела "Передача проекта на экспертизу и заказчику").


     
    Также можно создать и в дальнейшем использовать шаблон из любого проекта, реализованного в Renga (удалив объекты модели и компоненты проекта; иначе, в случае необходимости создать проект по аналогу – с сохранением объектов модели и компонентов проекта, – рекомендуется делать это на основе проекта повторного применения, см. подраздел "Проекты повторного применения").

    Рекомендуется, чтобы шаблон проекта, также как и сам будущий проект, содержал в себе только те наборы свойств, стилей и т.д., которые необходимы для конкретного типа здания (в случае с шаблоном) или конкретного объекта строительства (в случае с новым проектом), с учетом выполняемых организацией в Renga проектных разделов (при этом все проектные разделы одного здания рекомендуется выполнять в одной модели).

    Всю номенклатуру стилей (материалов, оборудования, арматурных изделий и т.д.) рекомендуется хранить в виде отдельных каталогов (см. подраздел "Каталоги объектов и повторное применение проектных решений") и ситуативно применять в нужном шаблоне или проекте.

     

    Информация о проекте, участке, здании

    Первым шагом при создании нового проекта является заполнение информации о проекте, участке, здании (например, главным архитектором или инженером проекта).



    Информация о проекте включает в себя фиксированные наборы параметров и расширяемые пользователем наборы свойств для проекта, участка и здания.


    Параметры и свойства, определяемые для проекта, участка и здания являются «глобальными» для всех объектов цифровой информационной модели и компонентов проекта. Это значит, что в случае необходимости существует возможность обратиться к ним при составлении выражения для свойства объекта или стиля (подробнее см. п. "Свойства элементов модели и компонентов проекта"; например, к числовому свойству проекта «Коэффициент надежности по ответственности» при работе с конструкциями), при формировании основной надписи на чертеже (см. также п. "Параменты и стили для оформления чертежей" и п. "Параметры и стиль оформления листа чертежа"; например, к параметрам «Обозначение проекта», «Наименование проекта», «Стадия» и к перечисляемому свойству «ГИП»).

    Существует ряд специальных свойств, которые можно создавать под точным именем и типом данных (см. п. «Определение расположения здания» раздела справки «Экспорт в IFC» ) и использовать для координации положения проектируемого объекта в общей консолидированной модели в случае экспорта в формате IFC (подробнее см. п. "Определение расположения здания, участка, проекта").

    Свойства элементов модели и компонентов проекта

    Информационное представление элементов цифровой информационной модели включает в себя параметры, расчетные характеристики и свойства (рассмотрено в п. "Цифровая информационная модель здания и сооружения").

    Свойство – это атрибут определенного типа данных  (числового, строкового, логического и т.д.), который может быть назначен элементу ЦИМ – типу объекта (арматурному изделию, балке, детали трубопровода, материалу, сборке и т.д.), типу обозначения (оси, уровню, разрезу, фасаду и др.); стилю (арматурного изделия, балки, детали трубопровода, сборки и т.д.), типу компонента проекта (чертежу, спецификации, таблице).

    Пользователь может определять набор свойств в специальном окне «Свойства объектов».


    Свойство может быть создано во вкладке «Свойства типов объектов» и сразу назначено определенному типу объекта, стилю или типу компонента проекта; или во вкладке «Все свойства» без одновременного (но с возможностью последующего) назначения определенному типу объекта, стилю, типу компонента.

    При необходимости применить одно и то же свойство для нескольких типов объектов, стилей, типов компонентов, рекомендуется не создавать дублирующие свойства, а использовать уже существующее свойство в проекте.


    Выражения для свойств назначаются для определенного типа объекта ЦИМ, стиля или типа компонента проекта (т.е. только во вкладке «Свойства типов объектов») и могут быть заданы разными для одного и того же свойства, присвоенного разным типам этих объектов, стилей или компонентов.

    Например, в шаблоне, по которому по умолчанию создается новый проект, для вычисления значения свойства «Уклон» для типа объекта «Труба» задано выражение с применением формулы и ссылки на расчетную характеристику трубы (см. на изображении выше).

    Еще два примера выражений, назначенных для свойств – для расчета сопротивления теплопередаче окон архитектором и скорости воздушного потока инженером-проектировщиком раздела «Отопление и вентиляция» – приведены на изображениях.

    Следует учитывать, что при копировании объекта или компонента проекта в другой проект, свойства копируются без учета назначенных для них выражений.

    Выражение, заданное для свойства, позволяет вычислить значение (в случае использования формул, в том числе с возможностью подсчета значений других атрибутов – то есть параметров, расчетных характеристик, свойств того же или другого типа объекта, стиля, компонента) или составить выражение (в том числе с получением значений по ссылкам на другие атрибуты) объекта ЦИМ или компонента проекта определенного типа.

    Основные правила, которые следует соблюдать при составлении выражений для свойств:
    1 – Ориентироваться на тип данных, определяющий допустимые значения, которые сможет принимать свойство (см. раздел справки «Типы данных»).



    2 – Учитывать правила синтаксиса написания выражения (также см. раздел справки «Типы данных»). В частности (см изображение выше):

    2.1 – Для типа данных «Строка» набор символов будет представлен в виде текста: при необходимости вывода в строку значения, возвращаемого формулой или ссылкой на другой атрибут, нужно включать ссылки и формулы в фигурные скобки {}.

    2.2 – Если тип данных целевого свойства, для которого задается выражение числовой, то при задании формулы или необходимости ссылки на атрибут числового типа данных не требуется применять специальных синтаксических средств (фигурных скобок).

    2.3 – При ссылке из свойства для определенного типа объекта на другой атрибут (то есть параметр, расчетную характеристику или свойство) того же объекта, обращение происходит по имени атрибута (в точном соответствии).

    2.4 – При необходимости сослаться из свойства определенного типа объекта на атрибут другого типа объекта или стиль (следует учитывать необходимость наличия взаимосвязи с таким атрибутом), требуется через точку указать тип родительского объекта нужного атрибута (например, для вычисления значения свойства двери – экземпляра в модели, с учетом значения атрибута для стиля двери – назначенного этому экземпляру двери, необходимо из выражения для свойства типа объекта «Двери» обратиться к атрибуту стиля двери «Стиль двери.Глубина полотна»).

    3 – Использовать допустимые программой в формулах арифметические операторы, функции, логические операторы, условные выражения и константы (точный набор см. в разделе справки «Составление формул»  и изображение).

    4 – При применении формул в составе выражения для свойств обращать внимание также на те переменные, которые могут быть в них использованы (также см. раздел справки «Формулы» и изображение ниже).

    4.1 – В актуальной версии программы при задании формулы в выражении для свойства объекта в качестве переменных можно использовать ссылки на значения числовых параметров, свойств и расчетных характеристик этого объекта, а также на значения числовых данных информации о проекте, участке, здании (обращение к таким параметрам также следует вести через точку после имени родительского объекта – проекта, участка или здания).


    Задание значений свойств объекта модели, стиля, компонента проекта производится пользователем (см. п. 2.4.5) или автоматически программой, если задано выражение для свойства.

    В случае, если свойство, для которого задано выражение, не возвращает (не вычисляет) значение, то основных причин может быть две: нарушено одно из правил задания выражений, т.е. допущена синтаксическая, логическая ошибка, опечатка в названии атрибута – что требует корректировки выражения; или значение свойства введено с клавиатуры – тогда достаточно удалить введенное значение и вычисление произойдет автоматически.

    ✎Откройте пример проекта «Workshop.rnp» (путь см. п. 2.1.3) и изолируйте каркас промышленного здания на 3D Виде. Ознакомьтесь, какие способы задания свойств применены в проекте.

    •    Для экземпляра объекта типа «Балка» в модели свойства заданы в одноименном окне через контекстное меню объекта (нескольких выбранных объектов):



     •    Для стиля балки свойства заданы в одноименной вкладке окна редактора стилей:

    •    Для стиля сборки (2 способа) свойства задаются через контекстное меню для определенной сборки (или нескольких сборок) во вкладке «Обозреватель проекта» или внутри окна редактора сборки через контекстное меню:

    •    Для экземпляра сборки в модели свойства задаются также, как и для любого экземпляра объекта:



    Свойства, назначенные для типов объектов, могут быть вспомогательными по содержанию для использования, например, дополнительное свойство для группировки строк спецификаций по проекту (в спецификациях) или по виду на чертеже (в легендах), см. подробнее подраздел "Создание ведомостей и спецификаций".

    Свойства, назначенные для типов компонентов проекта, могут быть использованы для удобной работы во вкладке «Обозреватель проекта&ra quo; (в данном примере стиль сборки является и компонентом проекта, также свойства можно назначить и другим типа компонентов проекта – чертежам, спецификациям и т.д.).

    Набор свойств в проекте (по крайней мере оптимальный состав повторяющихся для нескольких специализаций проектирования свойств, который можно в последствии расширять уникальными свойствами каждому специалисту в параллельной работе над проектом) рекомендуется определять в шаблоне проекта до начала работы над проектом нескольких пользователей (в том числе, до передачи проекта в совместную работу). При создании свойства ему присваивается уникальный идентификатор, по которому и происходит идентификация свойства в программе (т.е. при одинаковом наименовании свойств у разных пользователей в случае копирования из проекта в проект или в совместной работе произойдет дублирование, но не слияние свойств, поэтому свойство должно быть создано один раз одним специалистом и затем использовано остальными специалистами). При этом необходимо помнить о том, что один тип объекта с определенным набором свойств может быть использован разными специалистами по-своему для решения определенных задач. Процесс создания набора свойств и правил его расширения, также как правила наименования свойств рекомендуется регламентировать в рамках рекомендаций подраздела "Требования и рекомендации для организации процесса проектирования по технологии информационного моделирования".

    Уникальный идентификатор, наименование свойства также понадобятся при настройке информационного представления модели при экспорте в формат IFC (подробнее в п. "Определение состава ЦИМ и настройка информационного представления объектов").

    Для экспорта значений свойств в формат *.CSV предусмотрена специальная настройка для каждого свойства (подробнее см. п. "Экспорт данных в формат *.CSV").


    Разделы проекта

    В связи с тем, что основной рекомендацией при проектировании в Renga, является создание в одном файле проекта цифровой информационной модели одного здания с его внутренними инженерными системами и комплектом документации по проекту, в программе предусмотрена возможность классического разделения по разделам проекта. Которое, в свою очередь, может настраиваться пользователем или организацией в шаблоне проекта или в новом проекте под собственные требования (деление в шаблоне проекта, применяемого при создании нового проекта по умолчанию, является подсказкой для организации деления по разделам и может быть изменено или дополнено). Например, возможно создать несколько разделов ИОС, для которых создать и заполнить свойство «Подраздел» значениями «ОВ», «ВК» и т.д. в соответствии с п. 15 раздела II Постановления о составе разделов.

    Создание свойства для раздела производится в окне «Свойства объектов», создание раздела и заполнение значениями его свойств производится в окне «Управление стилями -> Оформление -> Разделы».

    Назначить раздел в проекте возможно компоненту проекта: уровню, разрезу, фасаду (в обозревателе проекта или во вкладке «3D Вид»); сборке, таблице, спецификации, чертежу (во вкладке «Обозреватель проекта»). Для каждого раздела определяется расчётная характеристика «Количество чертежей», которую можно использовать при подготовке и заполнении форм (п. "Параметры и стиль оформления листа чертежа").

    Наравне с группировкой по свойству определенного типа компонента проекта, существует стандартная возможность группировать компоненты проекта во вкладке «Обозреватель проекта» по разделу и свойству раздела.

     

    Фильтры

    Рекомендуется в шаблоне или новом проекте заранее создать оптимальный унифицированный набор фильтров, которые позволят проектировщикам работать в процессе проектирования с объектами модели (подробнее см. п. "Управление видимостью объектов модели. Фильтры"), оформлять чертежи и спецификации (см. раздел "Оформление и выпуск документации") по своим специализациям. Так как фильтры настраиваются для определенных типов объектов, рекомендуется унифицировать фильтры для возможности применения одного фильтра для работы с моделью, чертежом и спецификацией, использования одного фильтра несколькими специалистами.

     

    Наборы преднастроенных стилей в проекте

    Стили (см. подробно подраздел "Стиль Renga") для осуществления архитектурного проектирования, конструирования, проектирования инженерных систем, оформления документации соответствующих проектных разделов в программе Renga, рекомендуется настроить перед началом работы над проектом специалистами или согласованно расширять номенклатуру стилей в процессе проектирования (в том числе с возможностью ситуативного применения каталогов для расширения номенклатуры стилей, используемых в проекте). Рекомендуется использовать только те стили, которые требуются для проекта.

     

    Формы спецификаций

    Рекомендуется до начала работы над проектом нескольких специалистов-проектировщиков, в шаблоне или новом проекте, настроить формы спецификаций (см. подраздел "Создание ведомостей и спецификаций") в соответствии с действующими нормативными требованиями, принятыми на предприятии правилами, а также исходя из специфики будущего проекта и в требуемом количестве.
    Спецификации формируются на основе атрибутов объектов модели, поэтому основной набор пользовательских свойств должен быть также заранее определен (см. п. "Свойства элементов модели и компонентов проекта"), дальнейшее заполнение значений специалисты могут производить в процессе проектирования.

    Параметры и стили для оформления чертежей

    Рекомендуется в начале работы над проектом определить используемые в дальнейшем в процессе проектирования форматы листов, формы надписей на чертежах и степень автоматизации их заполнения, а также возможности изменения значений в графах надписей специалистами.
    Для этого в программе предусмотрены стандартные параметры и стили отображения для чертежа, а также возможность создания и применения собственных пользовательских форматов листа и форм надписей с последующим применением к чертежам. Подробнее о методах работы с параметрами и стилями для оформления чертежей см. п. "Параметры и стиль оформления листа чертежа".

    Передача проекта в совместную проработку

    Подготовленный с учетом рекомендаций данного подраздела "Рекомендации при начале работы над собственным проектом" шаблон проекта или новый проект возможно передавать в работу (в том числе совместную, см. подраздел "Команды и правила совместной работы над проектом") проектировщикам по специализациям.

    Также возможно при дальнейшей работе над проектом расширять и дополнять наборы стилей, форм и т.д., встраивать новые позиции. Эти действия может производить каждый специалист в части своей ответственности (согласованно с остальными участниками проектирования) или доверить для выполнения ответственному специалисту. В любом случае следует ориентироваться на правила организации процесса проектирования по технологии информационного моделирования на предприятии (см. рекомендации подраздела "Требования и рекомендации для организации процесса проектирования по технологии информационного моделирования").